» Биогенетическая концепция в возрастной психологии
И далее: “...Опереться по-настоящему на метод, понять  его  отношение  к другим методам,  установить его сильные и слабые стороны,  понять его принципиальное обоснование и  выработать к нему верное отношение - значит,  в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему  дальнейшему  изложению важнейших проблем детской психологии в аспекте культурного развития”. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о методе, ибо конкретная методика,  по мысли Л.С.Выготского, может принимать разнообразные формы в зависимости от содержания частной  проблемы, от характера исследования, от личности испытуемого.
Большое влияние на возникновение первых концепций возрастного развития оказала теория Ч.Дарвина,  впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов развития человека.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции.  Э.Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение  филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития человека. Американский психолог  Ст.Холл (1846-1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе,  даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст.Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст.Холл предполагал также,что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.
Эти положения  Ст.Холла вызвали критику у многих психологов. Так,  С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший  индивид;  у  ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. “Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта”, - остроумно  заметил другой  ученый, П.П.Блонский. Однако под влиянием работ Ст.Холла изучение детской психологии  приняло необычайно широкие масштабы и увлекло многих. Чтобы быстрее достичь желаемой цели и получить большой  фактический материал, началась разработка разнообразных анкет, польза которых часто была сомнительной.
Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции,  биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. И если бы не было ее, еще долго не было бы и других теоретических концепций. В концепции Ст.Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим развитием рода и индивидуальным развитием индивида существует связь.
Теория рекапитуляции  недолго  оставалась  в центре внимания ученых, но идеи Ст.Холла оказали значительное влияние на возрастную психологию через исследования двух его знаменитых учеников - А.Гезелла и Л.Термена.
Другой вариант биогенетической концепции представлен немецкой “конституциональной психологией”. Эрнст Кречмер (1888-1964) и Эрих Йенш (1883-1940),  разрабатывая главным образом проблемы типологии  личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т.п.),  предположили, что между физическим типом человека и особенностями его  развития должна существовать какая-то связь. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легковозбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом - шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера, К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям: предподростковый возраст  с  его бурными вспышками является преимущественно “циклоидным”, а юность с ее тягой к самоанализу - “шизоидным” периодами.
Представители биогенетического  направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития,  что имеет важное значение для психофизиологии.  Однако они обращали главное внимание на биологические детерминанты развития и недооценивали роль социальных факторов развития.


Копирование материалов сайта запрещено. Copyright © 2010-2011.