» Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)
Данная теория представлена взглядами Н. Миллера, Д.Долларда (30-40-е гг.), А. Бандуры (60-70-е гг.).
А. Подход Миллера и Долларда.
В конце 30-х гг. Н. Миллер, Д. Доллард, Д. Маурер, Р. Сиэрс сформулировали гипотезу фрустрации – агрессии, признавая за З. Фрейдом первенство установления связи между этими явлениями. Ее суть сводилась к следующему: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основными используемыми понятиями выступали:
фрустрация – эмоционально тяжелые переживания, сопровождающиеся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели;
фрустратор – непреодолимый барьер, стоящий на пути достижения желаемой цели, удовлетворения потребности;
агрессия – “поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок”;
сдерживание – тенденция сдерживать действия “вследствие ожидаемых негативных последствий от вовлечения в них”;
смещенная агрессия – перенос агрессии на другие объекты вследствие существования каких-либо условий, препятствующих уничтожению фрустрации.
В дальнейшем авторы “модифицировали” свою гипотезу. Агрессия стала основной, но не единственной реакцией на фрустрацию.
Другой важной проблемой является проблема подражания (имитации). Авторы теории в работе “Социальное научение и подражание” рассматривают подражание как объект инструментального научения. При этом к фундаментальным факторам научения они относят:
1) драйв – влечение, побуждение, которое (при достаточной силе) может выполнять роль стимула;
2) сигнал – внешний аспект стимула; он определяет, когда и где произойдет реакция и какой она будет;
3) реакция – единица поведения индивида;
4) вознаграждение – положительный тип подкрепления; ее главная функция – снять напряжение, связанное с драйвом. Именно поэтому природа побуждения определяет природу вознаграждения.
Таким образом, содержание подхода сводится к следующему. Среди прочих побуждений существует побуждение подражать. Одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации социального научения является поведение других. Наблюдая поведенческие реакции людей на определенные сигналы (одни из которых ведут к вознаграждению, а другие – нет), человек приобретает определенную иерархию ценностей сигналов. Таким образом, объектом научения оказывается не реакция, а связь между специфическим сигналом и определенной реакцией.
Новое поведение – это новые комбинации “старых” реакций. Парадигма всех ситуаций научения представляет пятичленку: сигнал ® внутренняя реакция ® драйв ® внешняя реакция ® вознаграждение. Авторами подчерки вается роль подкрепления как необходимого предшествующего условия приобретения имитирующего поведения. При этом приближение к модели (объекту подражания) достигается через наделение этой модели дискриминативно-стимульной функцией, обеспечивающей дифференцированное подкрепление различных реакций индивида на сигналы. Причем, приобретая способность к копированию удачного с точки зрения вознаграждения поведения других, индивид переносит этот тип поведения и на другие (похожие) ситуации.
Б. Подход А.Бандуры.
 А. Бандура выступал с критикой тенденции прямого переноса данных из мира животных на социальный мир. Говоря о возникновении новых форм поведения у человека, он подчеркивал, что инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться как выбор реакции среди уже имеющихся в репертуаре индивида. Подкрепление рассматривается как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Ему принадлежит центральная роль в усилении и поддержании различных поведенческих тенденций.
Отвечая на вопрос о том, как могут приобретаться образцы поведения, А.Бандура допускает два варианта: а) через прямой личный опыт; б) через наблюдение поведения других.
Здесь автор выделяет возможные направления влияния модели на наблюдателя:
посредством наблюдения поведения модели могут приобретаться новые реакции;
через наблюдение последствий поведения модели может модифицироваться существующее поведение наблюдателя;
наблюдение поведения другого человека (модели) может облегчать реализацию индивидом ранее приобретенных реакций.
Бандура исходит из того, что основными контролирующими факторами человеческого поведения являются:
1) Предшествующие стимулы.
 “Среди многочисленных сигналов, влияющих на поведение людей в любой данный момент, нет более эффективных, чем действия других.”
2) Влияние обратной связи (главным образом в форме подкрепляющих последствий поведения).
“Поведение экстенсивно контролируется его последствиями. Реакции, которые порождают невознаграждаемые или наказуемые последствия, имеют тенденцию быть отброшенными, а те, которые приводят к вознаграждаемым исходам, остаются и усиливаются.” В качестве подкреплений могут выступать: оказываемое человеку внимание, его отвержение, словесное одобрение или выговор и т.д.
Бандура выделяет следующие виды подкреплений:
подкрепление собственных исходов;
наблюдаемое подкрепление (его особенность: наблюдаемые вознаграждения действий модели усиливают, а наказания уменьшают в наблюдателях стремление следовать поведению модели);
самоподкрепление через реакции самооценки.
3) Когнитивные процессы.
 Важны для первоначального заимствования действий у модели в символической форме, сохранения или отбрасывания возможных альтернативных вариантов действия.
Сформулированные принципы научения Бандура пытался реализовать в исследовании агрессивного поведения (“Агрессия: анализ с позиции теории социального научения”).
В этой связи он вычленяет:
с одной стороны, – проблему приобретения (через научение) “поведения с деструктивным потенциалом” (агрессии);
с другой стороны, – проблему факторов, “определяющих, будет ли личность реализовывать то, чему она научена”.
Тем самым он отрицает утверждение о наличии внутреннего драйва у человека, требующего разрядки и пытается связать имеющийся негативный опыт и ожидаемые последствия с эмоциональным возбуждением и мотивацией. При этом фрустрация, по его мнению, – это только один и необязательно самый важный фактор, влияющий на агрессивное поведение человека. “Агрессия вообще лучше объяснима на основе вознаграждающих ее последствий, чем на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает” (А. Бандура).
Недостатки теории агрессии и подражания:
подкрепление признается основной детерминантой, регулятором поведения;
не были исследованы групповые процессы;
исследования проводились в рамках лабораторного эксперимента, не учитывалось влияние социума.


Копирование материалов сайта запрещено. Copyright © 2010-2011.