» Современные представления о сущности конфликта. Объектно-предметное поле психологии конфликта
Рассмотрев историю развития психологии конфликта, перейдем к изучению современных психологических концепций этого явления.
В отечественной, как и в зарубежной, психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, как противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия.
В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской “Психология малой группы” (1991). Исходя из схемы анализа межличностного конфликта “организационный контекст - совместная реализуемая деятельность - целеполагание - когнитивные процессы” выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии конфликта они являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Следовательно, в современной отечественной психологии конфликта выделяют три основных подхода к рассмотрению сущности данного явления: организационный, деятельностный и личностный.
Сущность организационного подхода состоит в рассмотрении конфликта как процесса или следствия определенных рассогласований в функционировании организации, нарушении связей, обеспечивающих стабильность данной системы. На этой позиции стоят такие известные психологи как С.И. Ерина, А.Г. Ковалев, Ю.И. Мягков, А.А. Ершов и др.
Представители деятельностного подхода (А.И. Донцов,                      Т.А. Полозова, М.А. Иванов, Е.В. Первышева, В.В. Волков и др.) делают ставку на исследование проявлений в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности.
Личностный подход, к сторонникам которого относятся                         Н.В. Крогиус, Н.И. Фрыгина, Л.А. Петровская, Н.В. Гришина и другие психологи, опирается на рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия.
Несмотря на различные подходы к изучению конфликта, можно выделить основные его сущностные признаки, наличие которых признается подавляющим большинством отечественных психологов. К числу таких признаков (черт) относятся следующие:
1. наличие значимого противоречия между субъектами конфликта (оппонентами);
2. их противодействие;
3. негативные эмоции по отношению друг к другу.
Таким образом, под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями, переживаемыми ими по отношению друг к другу. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.
Как видно из определения социального конфликта, в конфликтологии огромная роль отводится психологическим составляющим этого явления. Это обосновывает необходимость выделения особой отрасли конфликтологии – психологии конфликта. Объектом ее изучения являются конфликты в целом, а предметом - психологические закономерности и механизмы их возникновения, развития и конструктивного завершения.
Психологию конфликта интересуют три типа рассматриваемого феномена: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты.
Центральным объектом психологии конфликта являются социальные конфликты, а их ядром -  межличностные конфликты. Исследование межличностных конфликтов, которые являются менее сложными среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными. Понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения процессов, которые происходят в психике, и определяют конфликтное поведение человека.
В отечественной психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в                 3-4% работ. Кроме того, российские психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:
- трудовые конфликты, под которыми понимается вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения (Н.В.Гришина, Т.М.Данькова, С.И.Ерина, А.А.Ершов, А.Г.Ковалев и др.);
- конфликты в научно-исследовательских коллективах (А.Г.Аллахвердян, В.И.Антонюк, В.В.Бойко, М.А.Иванов, Г.А.Моченов);
- конфликтность в деятельности правоохранительных органов (Б.Ф.Водолазский, В.В.Волков, М.Л.Гутерман, Л.Я.Драпкин, Е.В.Евменова);
- конфликты в воинских коллективах (А.Я.Анцупов, Е.Г.Баранов, В.П.Галицкий, М.П.Крапивин, Ю.А.Канатаев, И.А.Ламанов, Ю.И.Мягков, В.В.Синеок, Н.Ф.Феденко, А.И.Шипилов);
- конфликты в спорте (Г.Д.Бабушкин, А.С.Горбатенко, Н.В.Крогиус, В.Н.Петровский, Е.И.Рогов и др.);
- конфликтность в среде осужденных (А.Д.Глоточкин, А.В.Дулов, В.Ф.Пирожков, А.Н.Сухов);
- конфликты в педагогической деятельности (Б.С.Алишев, И.М.Вереникина, Э.И.Киршбаум, М.М.Рыбакова, Л.В.Симонова и др.);
- конфликтность семейно-брачных отношений (В.Владин, Д.Капустин, Г.А.Навайтис, А.И.Тащева, А.И.Ушатиков, С.Г.Шуман и др.).
Конфликты изучаются на разных этапах социализации личности:
- в дошкольном возрасте (Б.П.Жизневский, Я.Л.Коломинский, А.А.Рояк, Т.И.Юферова и др.);
- в школьном возрасте (В.М.Афонькова, Н.В.Жутикова, Л.С.Славина, М.М.Хвиль, Б.А.Шульгина, С.Г.Якобсон и др.);
- в подростковый период (Т.В.Драгунова, И.А. Ламанов, Е.В.Первышева, С.Н.Хоружий и др.);
- в молодежных, студенческих группах (В.М.Басова, В.В.Новиков, А.И.Шкиль и др.).
Для того чтобы повысить результативность работы конфликтологов, необходимо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки. Основными целями конфликтологии в настоящее время являются: во-первых, исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие на этой основе конфликтологической теории; во-вторых, создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе; в-третьих, организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
- теоретико-игровое (Мортон Дойч);
- теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон, К. Томас);
- теория и практика переговорного процесса (Роджер Фишер, Уильям Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешения. Различные стили поведения в конфликтной ситуации группируются в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.
В системном виде данный подход выражен в работах М. Дойча, американского социального психолога. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению автора, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон, подобные работы часто относят к мотивационной концепции.
Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.
Развивая идеи Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.
Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр. Разработанный Блейком, Мутон и Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Именем американского психолога К. Томаса назван тест, позволяющий определять стили конфликтного поведения людей.
На рубеже 60-70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: 1) выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам; 2) изучении самого процесса переговоров. Наиболее разработана технология переговорного процесса.
В качестве вывода следует отметить, что в настоящее время роль психологии конфликта среди других отраслей конфликтологии продолжает неуклонно возрастать.  Таким образом, психология конфликта – одна из ведущих отраслей конфликтологии, изучающая психологические закономерности и механизмы возникновения, развития, конструктивного регулирования и завершения конфликтов.


Копирование материалов сайта запрещено. Copyright © 2010-2011.