» Индивидуальный стиль педагогической деятельности
Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности – а) индивидуально-психологические особенности педагога; б) особенности педагогической деятельности; в) особенности обучающихся.
Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности. Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающихся, эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения.
Стиль педагогической деятельности – интегративная характеристика деятельности, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога.
Традиционно для различных видов профессиональной деятельности, в том числе и педагогической деятельности, выделяют три стиля управления – демократический, авторитарный и либеральный. В стиле выделяется две стороны: содержательная (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальная (приемы, способы, которые используются при данном стиле управления). В таблице приведена полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей (по Г.М.Андреевой).
Стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с учащимися является выражением увлеченного, творческого отношения учителя к своему делу, своей профессии. Стиль дружеского расположения в тех случаях, когда он не переходит в фамильярность, панибратство, является хорошей предпосылкой взаимодействия учителя с классом. Дистанция – стиль общения, обычно избираемый педагогом с авторитарным стилем управления, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины и организованности учащихся, но может привести к фрустрированности учеников, конформизму, снижению уровня притязаний, неадекватности самооценки. Устрашение и заигрывание – стили, применение которых свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога, его осознанном или бессознательном страхе перед детьми, желании отделаться от них.
Наиболее известным в педагогической литературе является анализ категорий взаимодействия на уроке по системе Н.Фландерса. Фландерс выделяет следующие категории взаимодействия учителя и ученика на уроке:
В системе Фландерса педагогическое общение разбивается на десять категорий, семь из которых относится к речи учителя. Речевое общение учителя подразделено на две основные категории прямого и непрямого влияния на учеников.
Хотя в стиле общения педагога решающую роль играет именно речевое общение, невозможно игнорировать влияние невербальной коммуникации как составляющей стиля общения и стиля поведения учителя. Общение невербального характера может быть молчаливым (например, выражение лица), или же внесловным (например, интонации, с которыми произносится слово и которые одному и тому же слову придают несколько разных значений). К средствам невербального общения можно отнести вздохи, междометия, одобрительные возгласы и др.
Не вдаваясь в подробные классификации стилей общения, рассматриваемые в социальной психологии, можно выделить наиболее общую характеристику педагогического общения – позицию учителя по отношению к ученикам.
Закрытая позиция характеризуется обезличенной, подчеркнуто объективной манерой изложения, отсутствием собственных суждений (или нежеланием их высказывать). При такой позиции происходит утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрыться.
Открытой можно назвать позицию учителя в том случае, если он открывает свой личный опыт учащимся, сопоставляя свои переживания с их, отказывается от собственного педагогического всеведения. В ходе этого осуществляется диалог учителя с учащимися, для которого характерны терпимость, умение встать на точку зрения собеседника, критическое осмысление своей позиции, доверие.
Показателем компетентности учителя в общении является, прежде всего, гуманистическая позиция, а затем уже средства и техники общения.
Стиль поведения педагога описывается такими показателями, как личностная активность, ценности и смыслы, система их взаимодействия. Наиболее значимыми особенностями стиля поведения для педагогической деятельности являются характеристики поведения в ситуациях конфликта. В ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют десять индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты. Эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному индивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску.
Особенности когнитивного стиля педагога формируют особенности его профессионального мышления и определяют способы принятия решений в педагогических ситуациях. Наиболее полно когнитивный стиль педагога описывается такими характеристиками, как импульсивность – рефлексивность (степень обдуманности собственных поступков), простота – сложность (количество способов оценки событий), полезависимость – поленезависимость (степень зависимости от окружения) и гибкость – ригидность (способность менять способы поведения, установки и т.д.)
 Педагогическое мышление предполагает знание различных способов выхода из затруднительной ситуации, оценивание возможных последствий принятого решения для каждого участника ситуации, оценку личностных, интеллектуальных и других качеств учеников и коллег, что в конечном счете предполагает в каждой ситуации выбор наилучшей из возможных альтернатив.


Копирование материалов сайта запрещено. Copyright © 2010-2011.