» Ранний возраст
Возрастные границы: от 1 до 3 лет.
Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная.
Ведущая психическая функция: восприятие.
Основные новообразования: феномен «Я сам».

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития (ССР). Это ситуация совместной деятельности с взрослым. с взрослым. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. ССР в раннем возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К.Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве (полезависимость). Это проявляется и в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину – ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, но без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, в то же время ребенок должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего детства. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятель-ностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает как средство осуществления предметной деятельности.
Какое влияние оказывают предметные действия на развитие высших психических функций?
Развитие восприятия в раннем детстве. Развитие восприятия определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно и характеризуется следующими особенностями:
- оно фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта;
- оно аффективно окрашено;
- оно тесно связано с практическим действием.
Развитие памяти в раннем детстве. В раннем детстве, когда ребенок развивает свои локомоторные навыки, расширяется его взаимодействие с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов. Движения ребенка становятся более точными, легкими, координиро-ванными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, их удаленности и размере, направленности движения. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш показывает часы независимо от их пространствен-ного расположения.
В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 мес., а на третьем - объекты, которые воспринимал год назад). Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.
Память в раннем детстве характеризуется следующими особенностями:
- обогащается содержание представлений;
- возрастает объем и прочность сохранения материала;
- появляется новый процесс памяти - воспроизведение;
- бурное развитие получает словесная память.
Развитие речи в раннем детстве. Важное значение для психического развития в этот период приобретает становление речи. На третьем году жизни ребенок уже понимает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу и постепенно переходит от пассивной речи к активной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Развитие речи ребенка раннего возраста характери-зуется следующими основными тенденциями.
1.    Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи.
2.    На ранний возраст приходится первое языковое «открытие», описанное В.Штерном. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря.
3.    Развитие фазической и семической стороны языка. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. «Фазически – это слово, семически – предложение», - писал Выготский. Во внутреннем плане произнесенное ребенком слово для него обозначает целую фразу, а близкие взрослые, как правило, по жестам и интонациям угадывают желания детей.
4. Второе языковое «открытие» – это открытие флективной природы языка, описанное К.Бюлером. По мнению Бюлера, на границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой. Отечественный исследователь А.Н.Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, то есть правильное словоупотребление.
5.    В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий (Н.Х. Швачкин).
6.    Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
7.    В раннем возрасте происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. По словам Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания.
Развитие воображения в раннем детстве. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Но рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений.
О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет. Нередко на первый взгляд кажется, что ребенок использует один предмет заместителем другого. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошке. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кормление, а не игровым «кормлением» предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.
Развитие воображения в раннем возрасте характеризуется следующими особенностями:
- складываются предпосылки воображения, представления и отсроченное подражание;
- воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;
- воображение в раннем возрасте функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
Развитие мышления в раннем возрасте. В раннем детстве установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Интенсивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками (пирамидки, кубики, «вставки»). Действия с такими игрушками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата.
Орудийные действия протекают на основе установления отношения «ребенок-орудие-цель» и предполагают воздействие на один предмет с помощью другого: достать палкой мячик из-под стола, сачком игрушку из таза с водой. Для орудийных действий характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки или свойства предметов, но и условия, в которых решается задача: мяч закатился так далеко, что короткой палкой его не достать, поэтому надо взять палку подлиннее.
Орудийные действия разнообразны. Орудиями могут выступать не только предметы, специально для этого предназначенные (ложкой едят, ведром носят воду, с помощью формочек «пекут пирожки»), но и полифункциональные (палка). Решающим моментом в овладении орудийным действием является переключение с цели на средство ее достижения. Меняется отношение малыша к орудию: ребенок узнает, что определенными действиями с помощью орудия можно вызвать желаемый результат. У ребенка появляются зачатки понимания причинно-следственной связи, состоящей в том, что действие осуществляемое с помощью орудия, приводит к перемещению или изменению другого предмета. То есть с помощью одного предмета можно воздействовать на другой.
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате последовательности действий, необходимом для решения задачи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.
Развитие самосознания в раннем детстве. Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата - значит хороший, не достиг - значит плохой. Именно поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности, дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Сам же ребенок оценивает себя положительно и не дифференцированно: «Я хороший».
Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигнутом результате - нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он, и его действия приводят к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «Я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил. Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Гордость за свои достижения становится важным новообразованием раннего возраста. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений.
Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой являются «личные желания» малыша. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так, малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность. Поэтому самостоятельность в этом возрасте существует только на уровне целеполагания.
Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируется важный компонент самостоятельности - самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат, - формируется за пределами раннего возраста.
Эмоциональное развитие в раннем детстве.Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции в раннем возрасте чаще всего вызываются следующими причинами: нарушением режима дня; неправильными воспитательными приемами кормления, укладывания и умывания; недостаточно продолжительным и эмоционально насыщенным общением со взрослым; отсутствием условий для самостоятельной игры; возникновением «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи; отсутствием единства требований к ребенку и рассогласо-ванием в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
В то же время в возрасте 1-3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающе-го мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется цветущим растениям, красивой одежде. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. Например, Максим Д. с 2 лет с удовольствием слушает классическую музыку, но ему не нравится, как поет мама. Стоит ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» - и настаивает на том, чтобы она замолчала.
Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает. Некоторые исследователи предполагают, что моральное чувство возникает на втором году жизни ребенка. Ряд исследований, проведенных в последнее время, позволяет нам предположить, что дети второго года жизни уже демонстрируют эмпатические отношения и осознание стандартов, т.е. факторы, определяющие дальнейшее развитие морального сознания. Так, например, дети показывают естественный интерес к нормам или событиям, которые нарушают нормативы, заданные взрослыми. Например, малыши демонстрируют значительный интерес к расстройству взрослого, когда видят сломанную игрушку или порванную одежду.
В середине второго года жизни дети пытаются утешить другого человека, который проявляет страдание. Это поведение впервые появляется в 12 месяцев по отношению к близкому, к любимой игрушке; к 18-24 месяцам это поведение становится более дифференциро-ванным и развивается в зависимости от материнской заботы. Исследователи указывают также на сердечные отношения, возни-кающие с близкими. Другими словами, малыши не так уж и эгоистичны, импульсивны, эгоцентричны, агрессивны и не подвластны контролю как привыкли об этом думать.
Эмоциональное развитие в раннем возрасте характеризуется следующими особенностями:
- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;
- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
- включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней ССР, что проявляется в кризисе 3 лет.
Знаменитый кризис 3 лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:
- негативизм
- упрямство
- строптивость (генерализованный характер негативизма)
- своеволие
- обесценивание взрослых
- протест-бунт
- стремление к деспотизму (в семьях с единственным ребенком)
Кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я». Кризис трех лет характеризуется следующими процессами:
- осознанием себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий;
- овладением предметными действиями без помощи взрослых;
- отделением себя от других людей, требованием нового отношения.
Проявления упрямства и негативизма в период кризиса направлены главным образом против близких взрослых. Негативная форма поведения никогда не касается сверстников, т.к. отделиться ребенку необходимо именно от близких взрослых. Обращение по-старому ведет к закреплению отрицательных черт поведения, поэтому необходимо предоставить максимальную возможность для проявления самостоятельности. Однако, не дожидаясь изменения социальной ситуации развития, дети сами находят возможность проявить самостоятельность, принимать решения и быть кем угодно – эти желания реализуются в игре.
В младенчестве ребенок ведет себя так, как будто он хочет того, чего хочет взрослый. В раннем возрасте он гораздо чаще хочет сам. К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (проявления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан. В раннем детстве у ребенка есть только единичные аффекты, поэтому детей в этом возрасте легко воспитывать – достаточно лишь переключить его внимание. А к концу раннего возраста этот метод уже неэффективен. Эльконин предполагал, что обобщенные желания заключаются в стремлении действовать самому и как взрослые люди.
Разрешение кризиса – ребенок переходит к самостоятельному моделированию взаимоотношений между людьми, соответственно перестраивается и ведущая деятельность. Возникает ориентировка на отношения между людьми и сюжетно-ролевая игра.


Копирование материалов сайта запрещено. Copyright © 2010-2011.