» Младенчество
Возрастные границы: от рождения до 1 года.
Ведущая деятельность: эмоциональное общение со взрослым.
Ведущая психическая функция: недифференцированна.
Основные новообразования: ходьба, речь.

Первый критический период развития ребенка - период новорожденности. Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было бы взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения.
Первый месяц после рождения - особенный период в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Несмотря на внешнюю беспомощность, доношенные новорожденные - жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни, перешедшие от полной зависимости от матери к независимому самостоятельному существованию. Четырьмя главными сферами приспособления младенца являются дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция.
Традиционным символом начала жизни нового существа является первый крик новорожденного при появлении на свет. Вспомним короля Лира: «Родясь на свет, мы плачем - грустно нам к комедии дурацкой приступаться». Этот звук знаменует также важный шаг в развитии младенца, ибо с первыми глотками воздуха его легкие впервые раздуваются, и начинает работать основной орган собственной дыхательной системы ребенка.
Переход на легочное дыхание влечет за собой важные перемены в функционировании системы кровообращения новорожденного. Сердцу больше не нужно перекачивать кровь в плаценту для аэрации. Вместо этого кровь подается в легкие для насыщения кислородом и удаления углекислого газа. Этот переход дыхательной и кровеносной систем к независимому функционированию начинается сразу после родов, но продолжается еще в течение нескольких дней. Недостаток кислорода в течение нескольких минут во время родов или в первые дни приспособления к новым условиям может привести к необратимым изменениям головного мозга.
В течение пренатального периода питательные вещества, так же как и кислород, передаются младенцу через плаценту из организма матери, но после того, как новорожденный появляется на свет, должна начать функционировать его собственная пищеварительная система. Однако этот процесс более длительный и постепенный, чем мгновенные и разительные перемены, происходящие в дыхательной и кровеносной системах.
Другое постепенное приспособление имеет место в системе терморегуляции новорожденного. В матке всегда поддерживалась постоянная температура кожи плода, однако после родов кожа ребенка должна постоянно работать, обеспечивая изоляцию даже от незначительных изменений температуры окружающей среды. Поэтому в первые дни жизни младенцев имеет смысл потеплее укутывать. Вскоре они становятся способными лучше сохранять тепло собственного тела благодаря значительному слою жира, который накапливается в течение первых недель жизни.
Не все новорожденные наделены от природы одинаковым запасом жизненных сил, необходимым для приспособления к резким переменам, связанным с родами, поэтому очень важно выявить слабые места как можно раньше. Одно время младенцев считали здоровыми просто на основании того, что они таковыми выглядели. И лишь после того, как в 1953 году Вирджиния Апгар разработала стандартную оценочную шкалу, врачи получили возможность быстро определять состояние здоровья новорожденных. Шкала, представленная в таблице 1 позволяет дать интегральную оценку приспособляемости малыша к внешней среде.

Шкала Апгар

 

признак

Оценка признака в баллах

0

1

2

сердцебиение

отсутствует

Частота не менее 100 уд\мин

Частота больше 100 уд\мин

дыхание

отсутствует

Медленное, нерегулярное

Громкий крик

Мышечный тонус

вялый

Некоторая степень сгибания

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

отсутствует

Слабо выражена (гримаса)

Хорошо выражена (крик)

 

Окраска кожи

Синюшная или бледная

Розовая окраска тела и синюшная - конечностей

 

розовая

У чернокожих новорожденных определяется цвет слизистой оболочки, ладоней и подошв.

Оценка производится через 1 минуту после рождения и повторяется через 5 минут. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по шкале Апгар, равняется 10, а оценка в 7 и более баллов считается нормальной. Оценка ниже 7 баллов говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью, и он нуждается в повышенном внимании и постоянном наблюдении. При оценке ниже 4 баллов необходимо немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.
До 60-х годов психологи считали, что новорожденные не способны к организованному произвольному поведению. Нередко внутренний мир младенца характеризовали как поток неоформленных зрительных и звуковых впечатлений. Проведенные в последствии эксперименты показали, насколько недооценивались возможности новорожденных. Сейчас мы знаем, что они способны к организованным предсказуемым реакциям и более сложной психической деятельности, чем было принято считать до недавнего времени. Они уже имеют определенные представления и обладают поразительной способностью к научению. Более того, они владеют и способами привлечения внимания взрослых к своим потребностям. Даже взрослый человек, если его туго спеленать и положить на спину, оставив для обозрения один белый потолок, вряд ли сможет в достаточной мере проявить свои перцептивные и двигательные возможности. Но если голенького малыша в теплой комнате положить животом вниз на обнаженный живот матери,он продемонстрирует всю «обязательную программу» своего поведения.
Новорожденный ребенок обладает значительным количеством врожденных рефлексов, которые можно отнести к следующим основным группам:
1.    Пищевые рефлексы.
2.    Оборонительные рефлексы.
3.    Вегетативные рефлексы.
4.    Ориентировочные рефлексы.
5.    Рефлексы-атавизмы.
В таблице 2 дана характеристика основных рефлексов новорожденного.
Таблица 2.
Рефлексы новорожденного.

Название рефлекса

Описание рефлекса

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы вновь сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 месяца

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика

Обычно после 4 месяца

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу

После 2 или 3 месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После 2 месяца

Хвататель-ный рефлекс кисти

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче

Обычно после 5 месяца

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза

Обычно после 4 месяца

Хватательный рефлекс стопы

Аналогичен рефлексу кисти - тоническое сгибание пальцев стопы

После 9 месяца

Рефлекс Бабинского

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев

После 6 месяца

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в сторону раздражителя и открывает рот как будто ища сосок

После 3 или 4 месяца

Сосатель-ный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка он начнет сосать, совершая ритмичные сосательные движения

 

Плаватель-ный рефлекс

Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз

После 6 месяца

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, не придерживая сзади голову, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

 

Зрачковый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении

Сохраняется в течение жизни

Простейшие рефлексы исчезают на первом году жизни, однако, некоторые из них (вздрагивания, мигания, чихания и т.д.) остаются на всю жизнь. Развитие мозга усложняется, простейшие рефлексы отмирают, следовательно, наличие или отсутствие простейших рефлексов – хороший показатель того, как идет процесс становления и развития нервной системы младенца.
Наиболее развитый и исследуемый рефлекс новорожденного – это сосательный рефлекс. Поскольку сосание достаточно хорошо развито у новорожденных, эта способность активно используется исследователями при изучении научения и зрительных предпочтений в период новорожденности. Так, Калнис и Брунер пытались определить, могут ли младенцы управлять сосанием, когда оно ставится в связь с непищевым подкреплением. Пустышки малышей были подсоединены к проекторам, с помощью которых изображение передавалось на экраны, расположенные перед глазами детей. Когда младенец сосал, изображение на экране, предварительно расфокусированное, становилось четким, а когда он переставал сосать, изображение вновь становилось размытым. Дети быстро научились держать изображение в фокусе и быстро приспосабливались, если условия эксперимента менялись на противоположные.
Сенсорные процессы у младенцев.
Зрение. Новорожденные реагируют на свет разной интенсивности, следят за движущимися предметами, различают цвета. Но острота зрения у новорожденных очень ограничена, они практически не видят то, что находится у противоположной стены. Безотказная работа механизма конвергенции налаживается у них только к концу второго месяца. Эксперименты Фанца определили зрительные предпочтения новорожденных: малыши предпочитают полосатые предметы однотонным, сложные простым, изогнутые линии прямым, большие маленьким. Новорожденные исключительно восприимчивы к человеческому лицу. В первые 2 месяца дети предпочитают черно-белые изображения цветным, вероятно из-за большей контрастности. Предположительно дети смотрят на то, что вызывает наибольшую нейронную активность.
Слух. Новорожденные различают голоса, музыку, с момента рождения соотносят процессы смотрения и слушания (столь ранняя координация слуха и зрения позволяет некоторым исследователям предполагать врожденность сенсорных путей). С 4-й недели распознают часто звучащие голоса. Анатомические структуры слухового аппарата достаточно хорошо развиты у новорожденных. Однако в первые несколько недель после появления на свет в области среднего уха у новорожденного находится избыточное количество тканевых остатков и жидкости, и, пока не произойдет реабсорбция, ребенок слышит звуки приглушенно, как взрослый при сильном насморке. Кроме того, структуры мозга, отвечающие за передачу и переработку слуховой информации, еще недостаточно развиты. Фактически мозговые структуры слухового анализатора продолжают развиваться у ребенка до 2-летнего возраста. За первые несколько месяцев острота слуха ребенка значительно повышается.
Звуки могут успокаивать младенцев, возбуждать их или даже вызывать дистресс. Низкочастотные или ритмично повторяющиеся звуки обычно успокаивают младенцев; громкие, неожиданно раздавшиеся или высокочастотные вызывают беспокойство. Поворачивая голову на звук, младенцы демонстрируют свою способность локализовать источник звука.
Важной особенностью слуха младенцев на первом году жизни является их по-видимому врожденная способность дифференцировать речевые и неречевые звуки. Уже на первом месяце младенцы могут обнаруживать тонкие различия звуков речи, например в таких словах, как «кит» и «кот».
Обоняние. Новорожденные различают основные запахи. К 1 неделе узнают запах матери.
Осязание. Осязание, как и слух начинает формироваться еще в утробе – младенцы реагируют на холод, тепло, боль, прикосновение. Через несколько дней после рождения чувствительность возрастает. К 1 году дети определяют знакомые предметы в темноте. Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей. Ритмичное поглаживание крохотных недоношенных младенцев, находящихся в «инкубаторах», помогает регулировать их дыхание и другие физиологические процессы. Согласно отчетам некоторых родильных поглаживание может сократить срок пребывания младенца в стационаре до 1-2 недель.
Вкус. Новорожденные различают 4 основных вкуса – горький, сладкий, кислый и соленый. По-видимому, вкусовые ощущения начинают формироваться в пренатальный период, ребенок еще в утробе матери начинает активно заглатывать околоплодную жидкость, если ее подсластить.
Комплекс оживления.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Глаза ребенка, которые впервые начинают конвергировать на лице матери, и улыбка на лицо матери – служат показателем выделения объекта. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция на взрослого, которая сопровождается движениями и звуками. Первая стадия – внимание и замирание. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействия на взрослого.
Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорож-денности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятель-ности функционируют нормально.
Младенчество делится на новорожденность (0 – 1), раннее младенчество (2 – 6), позднее младенчество (6 – 12). Основное отличие раннего младенчества от позднего в соотношении сенсорики и моторики.
Раннее младенчество. Для этого периода характерно преимущественное развитие сенсорных процессов, адаптация органов чувств и их интенсивное развитие. В двигательных реакциях выделяют схватывание, притягивание, перекладывание предметов и их оральное исследование. В раннем младенчестве дети первоначально способны только к случайному хватанию предметов (без зрительного контроля)  – это еще преддействие. Позже формируется собственно действие - схватывание со зрительным контролем. Дифференцированное схватывание развивается к 7 месяцам, примерно в это же время формируется умение переворачиваться. Любопытной характеристикой моторного развития в младенчестве является отсутствие четкой последовательности появления навыков ползать/ходить. Это свидетельствует о прижизненном формировании моторики.
Позднее младенчество. Для второго полугодия жизни ребенка характерно интенсивное развитие позовых и локомоторных умений, зрелая форма комплекса оживления, развитая способность к манипулированию с предметами. Дети этого возраста умеют отодвигать задвижки, открывать ящики, перетаскивать игрушки и перекручивать электропровода. У них развивается пинцетный зажим – способ брать мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами, который позволяет им подбирать травинки, волоски, спички и мертвых насекомых. Так как дети изучают все вокруг с чрезвычайной активностью, их воспитателям приходится ограничивать эту исследовательскую деятельность определенными рамками. Необходимо найти золотую середину между чрезмерными ограничениями и минимальным контролем за ребенком в целях обеспечения его безопасности. Слово “нет” становится главным, как в лексиконе самих детей, так и тех, кто за ними присматривает.
Ведущими направлениями развития в младенчестве можно считать следующие:
- развитие зрительного и слухового сосредоточения;
- развитие ориентировочных действий, направленных на обследо-вание окружающего пространства;
- развитие инициативных движений;
- установление связи объект-звук;
- установление связи объект-рука;
- сенсомоторные интеграционные процессы.
Исследователи согласны, что с момента рождения органы чувств сформированы и быстро совершенствуются на протяжении первых 6 месяцев жизни ребенка. Однако их мнения значительно расходятся относительно того, интегрированы ли основные чувства человека на ранних стадиях младенчества. С целью изучения интеграции был проведен ряд оригинальных экспериментов. В одном исследовании младенцам давали возможность сосать одну из двух пустышек – шишковатую или гладкую. Когда пустышку забирали, а затем показывали младенцам обе пустышки, они дольше смотрели на ту, которую только что ощущали во рту.
В другом эксперименте 4-месячным младенцам одновременно показывали два разных фильма о довольно сложных действиях людей под одно и то же звуковое сопровождение. Ничего подобного эти дети раньше не видели. Они поворачивали голову к тому экрану, действие на котором соответствовало звуку.
Разумеется, в значительной степени сенсорная интеграция должна быть приобретенной, т.е. складываться опытным путем. И все же младенцам, по-видимому, с рождения присуща склонность к установлению таких связей. Интеграция ощущений стремительно развивается на первом году жизни. Интеграция – процесс, который на протяжении первого года жизни становится все более совершенным и эффективным.
Важным направлением психического развития является и формирование предпосылок речевого развития. В таблице 3 представлены основные вехи языкового развития в младенчестве.

Таблица 3.
Основные этапы развития речи в младенчестве
Средний возраст

Наблюдаемое поведение ребенка

12 недель

Улыбается, когда с ним разговаривают, гулит

16 недель

Поворачивает голову на звук человеческого голоса

20 недель

Издает во время гуления характерные гласные и согласные звуки

6 месяцев

Гуление переходит в лепет, в котором представлены все звуки человеческой речи

8 месяцев

Повторяет отдельные слоги (например: ма-ма)

12 месяцев

Понимает некоторые и может произносить отдельные слова

18 месяцев

Произносит до 50 слов

Психосоциальное развитие в младенчестве.
Исследования, выполненные в школе М.И.Лисиной, убедительно доказали, что важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка играет его общение со взрослыми людьми, ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение со взрослым. В концепции М.И.Лисиной под общением понимается такое взаимодействие между людьми, при котором адресатом воздействий выступает личность другого человека, т.е. личностно-ориентированное взаимодействие.
Сопоставление особенностей общения взрослых с младенцами в домах ребенка и в семьях позволило выделить качественное различие в их взаимодействии с ребенком и соответствующее различие в отношении к нему. Это различие было обозначено в терминах «отношение как к субъекту» и «отношение как к объекту». Тот или иной тип отношения, проецируясь во взаимодействие взрослого с ребенком, определяет характер общения между ними. Только при отношении взрослого к ребенку как к субъекту реализуется личностно-ориентированное общение с ним. При этом создаются наиболее благоприятные условия для формирования у младенца положительного самоощущения, переживания себя как источника активности, и, в конечном счете — для общего психического развития. При объектном отношении взрослого у младенца не формируется положительное самоощущение, он становится пассивным, его дальнейшее развитие задерживается и искажается.
Рассматривая роль взрослого в развитии деятельности ребенка, можно охарактеризовать ее в первом полугодии младенчества как «совокупную», а во втором — как «совместно-разделенную» (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов. В развитии общения выделяется две формы: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая. Кризис первого года рассматри-вается как противоречие между внутренними и внешними условиями развития ребенка.
Д.Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологи-ческих нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д.Винникотт о том, что «кормление без любви — деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворен-ности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери, который является основой построения всей модели мира и себя.
В этологических исследованиях, начало которым было положено в экспериментах X.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающимися воспитывающимися без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. X.Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие «тела» (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально эмоциональный комфорт достигается именно за счет наличия самих стимулов, и только в дальнейшем они «собираются» в целостный объект. В нормальных условиях этим объектом является мать. Но в эксперимен-тальной ситуации удалось «разнести» стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным объектам (два макета суррогатной матери с разным набором качеств). Революционность этих исследований состоит не только в выделении самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании стимулов, обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем объекте.
Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж.Боулби, М.Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я — Другой»). Качество привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой личностной характеристикой и может быть выявлено в любом возрасте. Исследователи выделили три основных типа привязанности, формирующихся в младенчестве: прочная (благоприятная) привязанность, тревожная привязанность, неустойчивая привязанность.
Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формирование стиля мотивации достижений, а также наличие «циклов непрочной привязанности» в семейной истории.
Источником формирования прочной привязанности является доступность для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У.Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта со взрослым, как источник страха в младенчестве.
Отдельно необходимо остановиться на понятии бондинга (впервые сформулированного в рамках этологического подхода). Этот термин обозначает образование привязанности в течение первых часов после рождения. Уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга, или образования эмоциональной связи. Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. После короткого отдыха малыш может пытаться сфокусировать взгляд на лице матери, причем создается впечатление, что он делает паузы и прислушивается. Это вызывает восторг родителей, которые начинают разговаривать с только что появившимся на свет человеческим существом. Они внимательно изучают все части тела малыша, разглядывают пальцы рук и ног и забавные крохотные уши. Качая и гладя новорожденного, они устанавливают с ним тесный физический контакт. Многие новорожденные почти сразу находят грудь матери и начинают сосать.
Сейчас, по крайней мере, в 8 независимых лабораториях, находящихся в 5 странах, твердо установлено, что дети на ранних стадиях младенчества способны к ограниченной имитации поведения своих родителей. Они двигают головой, открывают и закрывают рот, даже высовывают язык в ответ на мимику родителей.
Некоторые психологи считают, что такие ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей. В одном исследовании участвовало 28 малообеспеченных матерей, ожидающих первого ребенка, чья беременность проходила с осложнениями. Половине из них персонал родильного дома обеспечил дополнительное 16-часовое пребывание с новорожденными в течение 3-х первых дней после родов. Затем две эти группы матерей и их дети обследовались в сроки, когда детям исполнялся месяц, год, два года. На всем протяжении двухлетнего периода матери, которым в роддоме обеспечивался дополнительный двухлетнего периода матери, которым в роддоме обеспечивался дополнительный контакт с детьми, демонстрировали значительно большую привязанность к своим детям, были более нежными и заботливыми. Однако другие исследователи полагают, что бондинг не имеет такого существенного значения, какое ему приписывается. Они считают, что за исключением матерей и детей, относящихся к группе повышенного риска, ранний интенсивный контакт не оказывает сколько-нибудь значительного влияния.
Для многих мужчин первая беременность жены становится периодом ожидания, сомнений, пересмотра установок и смены ролей. Понимание роли отца в нашем обществе значительно расширилось за последние годы. От многих мужчин их жены и даже друзья ожидают и требуют непосредственного участия в родах. На занятиях по подготовке к родам их обучают методикам оказания физической и психологической помощи женам. Они могут ассистировать жене при родах, а затем сразу же приступить к установлению контакта с новорожденным. Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязались к ребенку, чувствовали эмоциональный подъем, гордость и росли в собственных глазах. В ряде исследований было установлено, что эти отцы гораздо сильнее привязываются к своим детям и больше заботятся о них, чем те, кто не оказывал помощи во время или сразу после родов. Совместные переживания укрепляют их привязанность к женам.
Данные многих исследований говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими подрастающими детьми и заботиться о них. Эта новая роль заботливого отца благоприятно сказывается на развитии семьи. По результатам одного исследования младенцы, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам моторного и умственного развития. Другое исследование показало, что такие младенцы вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Между супругами наблюдается меньше трений, у них наблюдается единство целей и согласие в принятии решений, если они оба принимают активное участие в воспитании ребенка. Однако, оценивая эти данные, мы должны помнить, что отцы, которые с самого начала стремятся принять активное участие в общении со своими детьми, вероятно, и во многих других отношениях отличаются от тех, кто не пытается установить ранний контакт с детьми.
Общим заключением, следуемым из этих исследований, является констатация потребности ребенка в поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь — матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоциональ-ного отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает.
К 9 месяцам (условное начало кризиса 1 года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь».
Кризис первого года жизни приводит к изменениям социальной ситуации развития. Там где было единство, стало двое: взрослый и ребенок, старая социальная ситуация развития распалась. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность, которая знаменует переход к следующему этапу развития, следующему возрастному периоду – раннему детству.


Копирование материалов сайта запрещено. Copyright © 2010-2011.