» Психология зрелого возраста. Психологические особенности личности в зрелом возрасте. Динамика развития личности в зрелом возрасте.
Существует следующая примерная классификация периодов жизни взрослого человека. За период зрелости условно принимается возраст от 23-25 до 55-65 лет; пожилой возраст - 65-75 лет; старость - 75-90 лет; долгожители - это люди, живущие более 90 лет и дольше.
Неверно понимать развитие психики человека от молодости до старости как простое ухудшение психических функций, регресс, угасание. По мере обретения опыта человек находит индивидуальные способы адаптации к обществу, людям, работе. Это компенсирует неизбежные утраты (например, ослабление памяти, других показателей, а также физических сил), происходит так называемая аккомодация зрелого возраста, т.е. изменение уже сформировавшихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями. Место и роль человека в системе межличностных отношений (дома, на работе), а также его физическое состояние влияют на устойчивые представления о себе (интроверсия зрелого возраста), о мире, влияют на стереотипы сознания.
Человек привыкает к тому, что он признанный специалист или руководитель, - лидер: что-то поручает людям, знает, что к нему прислушиваются, без него не обходятся. По мере старения человека его место и роль в обществе меняются (дети повзрослели; на работе появились более молодые и дееспособные люди); соответственно ему надо менять стереотипы восприятия жизненных ситуаций и  поведения. Если человек это плохо осознает, то для него надвигающаяся старость выглядит как бедствие, период “доживания”. При разумном отношении к старению человек находит для себя новые стимулы к существованию, новый смысл жизни и может сознавать себя счастливым не только потому, что он “был кем-то”, но и потому, что в своем теперешнем возрасте он находит возможность быть нужным другим; здесь очень важна  направленность личности - психологическое понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения. Например, если кто-то болеет, меня это очень беспокоит, - я думаю: “Надо помочь”.
Психологами замечено, что люди, имеющие какое-то увлечение, любимое занятие, полезное дело, больше удовлетворены жизнью, чем те, у которых этого нет.
Психологической особенностью периода пожилого возраста является обращенность сознания в прошлое:”В замужестве была счастлива”. “Жизнь я прожил счастливо”. “В старости стала вспоминать свое детство, юность, сожалея об ошибках, которые я необдуманно делала”. “Трудился на производстве, был на хорошем счету”.
Поскольку с возрастом сокращаются прежние социальные связи, человек может столкнуться с проблемой одиночества не в том смысле, что вокруг него мало людей, а в том, что им некогда с ним серьезно общаться; забота молодых о пожилых - это и общение с ними. “Не смейся горох над бобами - сам будешь под ногами”, - мудро гласит пословица.
Не все одинаково успешно адаптируются к старости. Но удовлетворенность человека социальными взаимоотношениями является важной основой ощущения счастья в пожилом возрасте, у многих людей даже в преклонном возрасте продолжает присутствовать мотив достижения успеха  - потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревновательности. Психологические установки у таких людей резко отличаются от типичных старческих. Стандартная психическая установка человека преклонного возраста: “Жил счастливо, а сейчас - какое мне счастье? ... Доживаю ...”. Психическая установка человека с ориентацией мотива достижения успеха: “Возраст 80 лет, а я могу делать добро людям - это счастье”.
Период зрелости очень продолжителен и в нем выделяют, в свою очередь, молодость, расцвет, позднюю зрелость. Психическое развитие в любом возрасте не является однонаправленным и не сводится непременно лишь к совершенствованию психических функций и способностей. Развитие диалектично в том смысле, что в нем есть не только приобретения, новообразования, но и потери. Например, во второй половине зрелого возраста возможно такое психическое новообразование, как появление способности решать сложные жизненные задачи, психологический инсайт - внезапное озарение, неожиданное
нахождение решения долго изучаемой проблемы. Это качество основано на отсутствии спешки, относительной беспристрастности, жизненном опыте, развитом практическом уме, на усвоении ранее замечаемых человеком законов жизни людей и общества. Вместе с тем, в этом возрасте теряются признаки и свойства, характерные для более раннего возраста (например, быстрое реагирование, работоспособность), хотя все вышеперечисленные признаки чисто индивидуальны. Прослеживая психическое развитие в детстве и юности, можно заметить, что периоды плавного развития (количественных накоплений) чередуются с качественными перестройками. Например: относительно плавное накопление способностей восприятия и действия в раннем и дошкольном возрасте сменяется “взрывным” эффектом в развитии личности (“Я сам!”). Относительно легкое и ровное накопление учебного опыта младшим школьником сменяется бурным и разносторонним психическим развитием в подростковом возрасте. Точно так же и в возрасте зрелости периоды количественного накопления чередуются с качественными переходами. Например, молодой специалист может долго, терпеливо и незаметно для окружающих накапливать знания, профессиональный опыт, а затем получить широкое общественное признание, стать хорошим специалистом, “взлететь”.
Есть еще одна “диалектическая пара”, характеризующая психическое развитие. Это чередование периодов, когда идут в основном изменения в потребностях, мотивах, побуждениях, жизненных приоритетах, выборе, а затем - период совершенствования собственно практической стороны жизненной активности (человек больше и лучше умеет что-то делать). На этом основании и выделяются такие стадии развития детей, как: младенчество (обмен ласками) и преддошкольный период (накопление умений), дошкольный (развитие самостоятельности) и младший школьный (учусь учиться), подростковый (равняюсь на взрослых) и ранняя юность (подготовка к послешкольной жизни).
Такого же рода чередования имеют место в зрелом возрасте. Например, какое-то время человек находил смысл и удовольствие в том, что к нему хорошо относились окружающие, что у него есть друзья, широкий круг знакомых с которыми он поддерживает отношения (ходит в гости и пр.). Появляются семья, дети. А за этим может следовать период “штурма” некоторых профессионально-деловых высот (дополнительное образование, переподготовка). Это, в свою очередь, порождает перестройку жизненных ориентаций, новые потребности личности, жизненные перспективы, побуждения, ранее не осуществимые замыслы.
Развитие человека любого возраста имеет много направлений, вариантов (оно не полностью предсказуемо, особенно для людей высокой духовности). Построение жизненного пути - творческий процесс. И жить надо так, будто впереди у тебя - вечность. Важно принять во внимание и то, что на каждом этапе жизни возможно появление тяжело переносимых событий. Умение справляться с ними - это тоже процесс творческий. Говоря о психическом развитии человека в зрелом возрасте, нельзя не упомянуть такую тему, как психические расстройства людей зрелого и пожилого возраста. Индивидуальность психических расстройств является нам в виде преимущественного поражения инволютивным процессом того или иного органа или системы организма. В одном случае - это как правило возрастные изменения анализаторов, в других - сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психических функций. Если (за счет преимущественного распространения возрастных изменений) одни органы и системы оказываются в неблагоприятном состоянии, то другие затронуты этим процессом в меньшей степени или не затронуты вовсе. Общие закономерности и тенденции определяют единый механизм формирования клинических симптомов расстройств зрелого возраста. Обращаясь к инволютным процессам применительно к высшим психическим функциям, можно видеть те же закономерности поступательного возрастно-деструктивного процесса со всеми особенностями за счет неравномерности этого движения. Психическая деятельность,отражая лишь общие возрастные изменения, остается практически неизменной на протяжении всего того периода, который составляет видовую продолжительность жизни человека. Заключительные этапы жизни при этом характеризуются сохранностью творческих способностей, непрерывной нравственной работой. В других случаях старение оказывается неблагоприятным и распространяется преимущественно именно на высшие отделы нервной деятельности. Тогда клинические проявления имеют все признаки недуга, болезненности.
Многообразие клинических форм психических нарушений определяется неравномерным характером возрастных изменений в различных системах мозга - гетеротропность психического старения, разным по времени проявлением этих нарушений и изменений - гетерохронность, различной скоростью, с которой эти изменения происходят.
На протяжении XIX столетия ученые исследовали симптомы различных психических нарушений, описывали и классифицировали их. В 1883 году немецкий психиатр Крепелин опубликовал первое “Руководство по психиатрии”, в котором даются названия, описания и систематизация психических нарушений. В свою очередь исследования показали, насколько тесно некоторые области мозга связаны с такими функциями, как речь и отдельные специфические формы поведения. Что касается наследуемости психических болезней и их проявления в определенном возрасте, то результаты наблюдений над близнецами, родители которых страдали такими болезнями, большей частью толковались учеными в пользу представлений об их наследственной передаче.
Развитие в 50-х годах нашего столетия психофармакологии и открытие успокаивающих и возбуждающих свойств некоторых препаратов вселило в психиаторов веру в то, что в контроле психического поведения человека участвуют биологические механизмы. Это стало более правдоподобно в 70-е годы, после открытия нейромедиаторов, изменение количества которых играет важную роль в возникновении психических нарушений. Динамика психического развития личности в зрелом возрасте хорошо определена в теории интенциональности (намерения). Интенциональность проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах средств для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. Часто лишь в конце жизни человек способен осознать суть своих ожиданий и оценить, насколько они реализовались.
Существуют пять главных фаз жизненного цикла, связанных с формированием и достижением целей. Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо конкретных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит (в основном) развитие физических и умственных способностей. Фаза II продолжается с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает “великие планы”, связанные с выбором профессии, партнера и с поиском смысла собственной жизни. Это период первых дерзаний. Он позволяет человеку осознать, в какой степени он способен овладеть определенными навыками и достичь поставленные цели. Фаза III продолжается с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый насыщенный период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей,позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, прием решений, связанных с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей. Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса,физического состояния и положения дел в семье. Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период  многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были. Конечно, деление на фазы развития - это обобщенное мнение психологов, в любом случае подход к возрастному развитию имеет индивидуальный характер.
Более подробно по данной теме см. в работах [1, 8].


Копирование материалов сайта запрещено. Copyright © 2010-2011.